- Виды топливных баков для дизельных котлов
- Пластиковые емкости
- Емкости из металла
- Какую емкость выбрать для дизельного котла
- Как рассчитать объем резервуара для хранения дизтоплива
- Производители баков для солярки
- Правила установки емкости для дизельного котельного оборудования
- Где ставят емкость с дизтопливом
- Требования к емкостям
- Система топливоподачи и фильтрации
- Пожарные нормы к резервуарам с дизтопливом
Правильно организованный склад дизельного топлива для котельной, влияет на работоспособность и теплоотдачу котла. К хранилищу, предъявляются требования пожарной безопасности. При монтаже, соблюдают правила, связанные с особенностями эксплуатации.
Виды топливных баков для дизельных котлов
Баки для солярки для котельной, изготавливают различной геометрической формы, из пластика и металла. Емкости отличаются по объему, вместительность составляет от 500 до 10 000 литров.
Популярностью пользуются баки узкой продолговатой формы, оптимально подходящие для установки в котельных, ограниченных свободной площадью. Большие круглые цистерны, используются для грунтовой установки. Благодаря широкому разнообразию выбора, можно подобрать емкость, подходящую по размерам, которую легко установить в любой котельной.
Основной выбор резервуара для хранения дизельного топлива, связан с подбором подходящего материала. Производители изготавливают железные и полимерные цистерны.
Пластиковые емкости
Пластиковые емкости, пользуются особым спросом, благодаря нескольким преимуществам:
- Процесс производства – формы изготавливают методом ротоформовки. Преимущество способа производства, заключается в отсутствии технологических стыковочных швов, что увеличивает срок эксплуатации емкости в несколько раз. После литья формы, в корпус врезается сливной кран или резьбовая муфта.
- Особенности монтажа – установить пластиковые топливные емкости для дизельных котлов, намного легче, чем в случае стальных аналогов. Пластик хорошо переносит перепады температуры, но уступает металлу по жесткости. Рабочая температура пластикового бака, от -50°С до +50°С.
- Особенности эксплуатации – полимерные баки универсальны, с помощью специальных фикс – пакетов, допускается изменение стороны подключения и другие модификации. Максимальная вместительность емкости 10 000 литров, но, при необходимости, по индивидуальному заказу, можно изготовить топливный резервуар (танк) с объемом 20 000 л.
Емкости из металла
Топливные баки для дизельных котлов, изготовленные из металла, имеют ограниченное, в основном промышленное применение. В качестве недостатков, выделяют высокую стоимость и вес конструкции, подверженность коррозии, сложность обслуживания.
Металлическая емкость, устанавливаемая в грунт, нуждается в качественном утеплении стенок. Обязательно применение специальной системы фильтрации, убирающей мелкие частицы металла, попадающие в топливо во время коррозии внутренних стенок танка.
Какую емкость выбрать для дизельного котла
Подбор топливного бака, основывают не только на материале, из которого сделана емкость, но и на нескольких эксплуатационных характеристиках. Принимают во внимание необходимый объем бака, производителя и стоимость изделия.
Как показывает практика, важно обратить внимание на форму емкости:
- Для бытового применения, при условии грунтового и наземного монтажа, оптимально подойдут О-образные баки из пластика. Резервуары вмещают до 4500-5000 л. Для проведения монтажных работ, требуется не больше двух человек.
- Баки для вертикальной установки, оптимально подходят для установки внутри котельной. Удобны в установке, проходят в стандартную дверь. В ассортименте также представлены большие резервуары, напоминающие бочку, используемые при подземной установке.
- Емкости для горизонтальной установки – представляют большой бак для наземного и подземного монтажа. Такие хранилища дизтоплива для котельной, используются при промышленном и бытовом обогреве помещений большой площади.
Для обеспечения работоспособности системы, требуется подобрать резервуар подходящего объема и соответствующей марки производителя.
Как рассчитать объем резервуара для хранения дизтоплива
Расчет емкости выполняют, в зависимости от предполагаемых расходов солярки. Вычисления выполняют следующим образом:
- Для получения 10 кВт тепла в течение часа, потребуется сжечь 1 кг солярки. Полученной тепловой энергии будет достаточно для обогрева жилых помещений, общей площадью 100 м².
- В течение суток сгорит 24 кг дизельного топлива, месяца – 720 кг, отопительного сезона – 4320 кг.
- Литр солярки равен 0,84 кг. Соответственно, 4320 кг дизельного топлива, поместятся в емкости на 5000 л.
Топливную емкость дешевле заправлять один раз в год. Но, фактически, объемы емкостей для дизельных котлов, позволяют подобрать бак для обеспечения разной продолжительности автономной работы, от 1 месяца до сезона. Устанавливать хранилище с запасом на 1-2 недели, не практично.
Производители баков для солярки
Баки для дизельного топлива универсальны, подходят к любой модели котла, работающего на жидком топливе. Качественно изготовленное хранилище, проработает в среднем не менее 30 лет. Популярностью среди покупателей, пользуется продукция корейских и отечественных производителей – Импульс-Пласт, Анион, Экопром, Kiturami.
Спрос существует и на модельный ряд украинских заводов. Продукция Aquatech, полностью соответствует европейским стандартам качества, но, сделана с учетом отечественных реалий эксплуатации.
Стоимость бака зависит от производителя и материала. Пластиковая емкость на 1000 литров, марки Aquatech, предлагается за 13-15 тыс. руб. Стальной бак, изготовленный концерном Kiturami, на 200л, обойдется в приблизительно идентичную стоимость.
Правила установки емкости для дизельного котельного оборудования
В СП 89.13330.2016 «Котельные установки», предъявляются высокие требования к размещению дизельных емкостей для котельных. Солярка относится к классу горючих материалов, способных причинить существенный вред экологии. Требования связаны с размещением и подключением к емкости, максимально допустимому объему хранилища и другими нормами.
На этапе планирования котельной, определяют соответствие следующим техническим условиям:
- Размещение хранилища, в зависимости от типа котельной и способа монтажа.
- Требования к емкостям и системе подачи топлива.
- Пожарные нормы.
Где ставят емкость с дизтопливом
В СНиП подробно описываются все существующие варианты хранения жидкого топлива в котельной. Главным требованием остается обеспечение безопасности и предотвращение ситуаций, угрожающих здоровью и жизни обслуживающего персонала и людей, находящихся в отапливаемом помещении. Нормы оговаривают:
- Использовать жидкотопливные котлы для крышных котельных, а также установки в подвальных помещениях, запрещается.
- Для отдельно стоящей котельной, допускается обустройство наземного хранилища, размещенного в пристроенном помещении. Общий объем топлива не должен превышать 150 м³. При этом, допускается устанавливать баки запаса дизельного топлива, изготовленные из полипропилена, непосредственно в котельной, при условии, что объем не будет превышать 5 м³.
- Встроенные и пристроенные котельные, подключаются к закрытым хранилищам дизельного топлива. Склад располагают в отдельном помещении, не соединенным с котельной или отапливаемым зданием, общей стеной.
Допускается установка герметичного расходного бака с максимальным объемом до 800 л, в самой котельной. Разрыв между горелкой и топливным резервуаром, не менее 1 м. - Согласно СНиП, хранение запаса топлива допускается в подземных, полуподземных и наземных емкостях, изготовленных из металла и пластика.
При необходимости, с помощью специальных фикспакетов, осуществляется подключение нескольких подземных расходных баков в единое топливное хранилище, максимальная вместимость которого составляет 25 000 л.
Для подземного хранения топлива объемом свыше 1000 л, требуется использование двустенных баков. На территории ЕС, это указание является обязательным, в России, носит характер рекомендации.
Требования к емкостям
В качестве хранилищ жидкого топлива, используют прочные и герметичные емкости, подходящие к условиям эксплуатации. В качестве материала, используется эмалированная или нержавеющая сталь, алюминий или пластик.
Предъявляется несколько требований к бакам и их эксплуатации:
- Хранилища монтируются в отапливаемом помещении. Для подземной установки, используются хорошо утепленные емкости. В некоторых случаях, требуется дополнительная теплоизоляция.
- В процессе эксплуатации, образовывается большой объем испарений топлива. В баке, обязательно предусматривается дыхательный трубопровод.
- Для слива топлива, устанавливается специальный вентиль.
Производители постоянно ориентируются на существующий потребительский спрос и действующие законы. В ассортимент топливных баков, были добавлены емкости с двумя стенками, для увеличения жесткости, стали использовать металлические рамки. Перед выбором подходящего резервуара, следует узнать о существующих ограничениях, действующих в данной местности.
Система топливоподачи и фильтрации
Для удобства эксплуатации, предусмотрена система топливоподачи и фильтрации. Схема продуманна с учетом особенностей и характеристик дизельного топлива. В систему входят:
- Топливный насос – посредством его, можно прокачать солярку из емкости в котел. Современные насосы, работают в тесном сотрудничестве с модуляционной горелкой и изменяют интенсивность подачи солярки, в зависимости от загустевания. Транспортировка осуществляется через медные топливные шланги, соединенные с бункером и котлом.
- По мере длительности хранения, солярка теряет свои свойства. Появляется тяжелый осадок. В схеме применяется поплавковый топливозаборник, соединяющий дизельный котел с топливным баком. Модуль, за счет поплавка, всегда держится на поверхности, что позволяет забирать для работы чистое топливо, без осадка.
- На подаче трубопровода, устанавливается фильтр для дизельного топлива, очищающий солярку от примесей, попавших в нее в результате коррозии или по причине долгого хранения.
- Возможна подача дизельного топлива в котел из нескольких емкостей. Для этого, баки соединяются между собой фиксирующими пакетами, практически, образовывая одну большую емкость.
- Дизтопливо имеет один существенный недостаток. При замерзании, солярка загустевает, что приводит к перерасходу и ненужным затратам. Вопрос решают несколькими способами.
В некоторых случаях, практично выполнять нагрев дизельного топлива, непосредственно в емкостях. Для большей эффективности, дополнительный подогрев осуществляется уже в камере горелочного устройства. - Для контроля над оставшимся объемом солярки, устанавливают индикатор уровня топлива. В хранилища промышленного типа, устанавливается электронный датчик. В устройстве топливного бака бытовых приборов, обычно вмонтирован механический поплавковый измеритель.
Пожарные нормы к резервуарам с дизтопливом
Нормативные документы, оговаривающие требования, включают в себя СП 89.13330, ФЗ N 123, ПП РФ от 25.04.2012 N 390. Действующие нормы оговаривают соблюдение следующих мер:
- Совмещать комнату для хранения солярки и котельную, запрещается. Допускается монтаж резервной емкости внутри помещения (аварийный запас топлива), не превышающей 5 м³ или 800 л, в зависимости от особенностей установки.
- Расстояние от склада дизельного топлива до котельной, рассчитывается исходя из общего объема баков и способа размещения.
- Минимальное противопожарное расстояние между котельной и резервуаром, не менее 9 м. Топливный бункер, устанавливаемый надземным способом, должен отделяться земляным валом или противопожарной перегородкой.
- Разрывы между котельной и складом, рассчитываются в согласии с п. 6.4.48, СП 4.13130. На допустимое расстояние от емкости, влияет тип хранилища, надземная или подземная установка, класс пожароопасности предприятия или жилого здания. В строительных порядках приводится таблица, по которой выполняются все необходимые расчеты.
- Дыхательный клапан или трубопровод бака, должен попадать строго в зону молниезащиты.
- Разогрев дизельного топлива в топливных резервуарах, самодельными приспособлениями, категорически запрещен. Для обогрева, можно использовать исключительно сертифицированное оборудование.
Неотъемлемое требование к обогреву емкостей – заземление греющего устройства, работающего от электричества. Нормы относительно заземляющего контура, описаны в ПУЭ 7.
При соблюдении всех норм, обеспечивается безопасная эксплуатация и работоспособность дизельного котла. Грамотная обвязка влияет на экономичность и автономность системы отопления.
Подскажите Вы делаете стальные резервуары 100м3?
На каком расстоянии, от встроенной в помещение котельной, должна находиться емкость с соляркой объемом 10м3, от которой по трубопроводу в котельную подается диз.топливо.
Является ли эта емкость ОПО.